Мы на Facebook.  Присоединяйтесь.

Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо

Те, кто не любит многа букав и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года — сразу вниз листайте.

Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо

Художник Джузеппе Арчимбольдо, автопортрет
Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на гавно (простите, не удержался, но взгляд действительно строгий и слегка надменный)
Автопортрет Джузеппе.

Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане. История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но кэп очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник. Отец и дед (архиепископ кстати!) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини). Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем. Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии» Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии (простите, не сдержался:) и прочую показуху при дворе императора. Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины!). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II. В общем мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает незабвенного Леонардо. Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан. В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писял кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства :) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века»

Такое впечатление, что на полотна художника сошли сами древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Чем-то отдаленно похоже на Октавио Окампо, с его картинами-иллюзиями. Но здесь, сама иллюзия — не главное, основную роль играют символы, идея и характер. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер, смотришь на название картины и понимаешь насколько точен и хАрактерен образ. А каково качество исполнения! Насколько мастерски выписаны эти портреты — натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения! Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. При всем этом в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам, как будто те самые духи, что изображены, сами управляли кистью художника. Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни! Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой извращенный разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь» :) Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная:) Хотя были и такие, кто считал Джузеппе больным и опасным психом :)

Времена года Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее. Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. С другой стороны, какие сволочи эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают! Мда, зима у них явно помягче будет :)

Рекомендую читнуть:
Оптические иллюзии в картинах Октавио Окампо
Картины Рене Магритта, бельгийского художника сюрреалиста
Шаманские легенды в картинах Сьюзен Седдон Булет (Susan Seddon Boulet)


Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них пахан :)

Четыре стихии Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с магической книги, образ. Даже оторопь берет. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

Внешние ссылки:
Сайт про Арчимбольдо (хотя изображения там худшего качества)

 Мы на Facebook.  Присоединяйтесь.