Одна из самых известных картин Фриды Кало. Не могу сказать, что «Мое рождение» относится к самым любимым работам мексиканской художницы. Но это полотно — неотъемлемая часть творческого наследия Фриды и я не мог оставить картину без внимания.
Прим. — я по привычке назвал картину полотном, хотя это не полотно, а медная табличка. Ну и черт с ним, и так сойдет. Будем считать это художественным допущением.
- Рекомендую читнуть:
- Картины Фриды Кало
- Биография Фриды Кало
Что хотела сказать художница?
Среди остального творчества мексиканки, работа выглядит особенно непонятно и шокирующе в глазах обывателя. В этом нет ничего удивительного — весьма трудно воспринимать «Мое рождение» в отрыве от контекста. Да и не только «Рождение», вообще все картины Фриды — это отражение ее собственной жизни. Без знания биографии художницы восприятие полотен будет весьма неполным.
Я сомневаюсь, что целью Фриды было шокировать окружающих. Скорее всего, она даже не задумывалась о том, как будет зритель воспринимать картину. Написание полотен для художницы не было средством заработка (на тот момент, во всяком случае) или привлечение внимания окружающих.
Краски и холст скорее были личными психотерапевтами знойной мексиканки. Это, конечно, все домыслы, лично не знаком, к сожалению :) Но биографию знаю хорошо. Творчество Кало тем и прекрасно, что, несмотря на явную наивность, ее картины полны яркими, шокирующими и, в большинстве случаев, понятными образами.
Ладно, давайте закончу эти бла бла бла и перейду к конкретике. Надеюсь, вы уже поняли, что творчество художницы нужно трактовать именно в контексте происходящих с ней событий.
Значение и описание картины «Мое рождение»
В июле 1932 года у Фриды случился выкидыш, но на этом ее злоключения не закончились. 1932 год «подарил» художнице еще один «сюрприз». Вслед за неудачной беременностью, Кало пришла телеграмма из дома в Мексике, где значилось, что мать Фриды серьезно больна.
Оклемавшись после больницы, в начале сентября художница покидает Детройт и отправляется в Мексику навестить мать. Впрочем, нормально попрощаться с матерью у Фриды не получилось — художница приехала уже тогда, когда мать находилась при смерти.
Через месяц, Кало вернулась в Детройт, где и начала работу над картиной «Мое рождение».
Символы в картине
Я думаю, название картины, не даст усомниться в том, что ребенок на картине — это сама Фрида, а лежащая женщина — ее мать. После выкидыша, рождение новой жизни для Фриды ассоциировалось с кровью и болью. Думаю, поэтому простыня в крови. Или это дерьмо? Тяжело сказать, но по цвету подходит.
Возможно, это отсылка на то, что в будущем ребенку на картине (Фриде) придется испытать множество кровавых драм. Вообще, даже без этого, всем, кто считает, что рождение новой жизни — это светлый дар, хочу сказать следующее. Может, он и светлый, но мы все рождаемся в крови, боли и иногда дерьме (если роженицу плохо клизмой почистили).
Рождаясь, ребенок испытывает жесточайший стресс. Рождаемся — страдаем, умираем — страдаем. Первое, чему учит нас этот мир — это умение бояться до усрачки. Да и для матери, роды — тоже не самый приятный процесс.
Так что, даже в отрыве от печального жизненного опыта Фриды, картина весьма реалистично передает ассоциации от процесса родов. Да, полотно весьма наивно и анатомия альтернативная. А голова младенца — это отнюдь не голова новорожденного (разве что очень и очень переношенного). Но именно впечатление передано замечательно.
- Голова женщины покрыта простыней — скорее всего, отсылка к недавней смерти матери.
- На заднем плане — икона «Скорбящая Богоматерь». То ли символ скорби по ушедшей матери, то ли намек на ее религиозность. Сама то коммунистка Фрида, скажем так, особой верой не отличалась.
- Картина «Мое рождение» написана в стиле «ex-voto retablo». Это когда внизу картины нарисована лента с надписью. Яркий пример — другая работа «Всего лишь несколько царапин». Но, в случае полотна «Мое рождение», лента остается пустующей, без надписи.
Возможно, Фрида просто так и не решила, что там написать, возможно, это в этом скрыт какой-то глубинный смысл — это уже тяжело сказать. Оставим эти изыскания суровым искусствоведам.
В 90-х году картину приобрела Мадонна (да, именно та о которой вы подумали), в частной коллекции которой, работа находится и по сей день. Между Мадонной и Марком Розенталем (как куратором музея искусств в Детройте) был некислый срач (о боже, плохое слово, а как же экспертность, беседы о бегемотописи, асессора щас удар хватит — кто знает, тот поймет) из-за того, что Мадонна отказалась временно предоставить картину на выставку в музей.
Рекомендую просмотреть, а может даже и прочитать: